Форум » Языки мира, этимологии, происхождение слов, лингвистика, языкознание, филология, письменность » Этимологии. Что означает это слово? » Ответить

Этимологии. Что означает это слово?

Амиго: Что означает к примеру, Алдар имя? У башкир известен герой Азовского похода Алдар Исекеев, кстати R1b+М269 у него как и у других бурзян. У осетин - алдары, это аристократия какая-то. Но у нас с башкирского Алдар - значит дословно 'плут'. Алдара Исекеева получается плутом назвали родители?

Ответов - 28, стр: 1 2 All

ulu-muhammed: Имя Валиян русские как Валерьян произносят :)

Амиго: ulu-muhammed пишет: Может все проще? А ты как этноним 'алан' переводишь? 1) Кеме предложил перевод 'алан' как табуированное имя барса . ('Ала' - 'пятнистый' на тюркских языках.). 2) Есть ещё переводы, алан от aryan (благородный) с индоевропейских языков, 3) 'Алан' - от 'алан (ялан)' - 'поле, степь' (тюркские языки).

Амиго: Интересная легенда об уходе ференков с Кавказа http://politkavkaz.ru/projects/unknown_caucasus/Franki+na+Kavkaze+07.09.2013/ Предание «Царь франгов и Кабарда» начинается так: «У франгов был царь. Его дворец стоял как раз в середине гребня Алтуд-Герменчик». Запомнив эту географическую привязку к местности, уточним, что гребень (хотя, что под ним имел в виду сказитель в данном случае понять трудно) в географическом понимании, есть цепь вершин, вытянутых в одну линию, и получим примерное место проживания франгов – где-то в районе селения Герменчик. Именно здесь должны находиться их укрепления, упоминание о которых находим в труде Н. А. Нарышкина «Отчет об экспедиции в Балкарию и Кабарду» (1867): «Из Нальчика я отправился через аул Джанхетов в аул Анзоровых на реке Урух, причем я осмотрел местности Шекер-Ниге и Герменчик (речь идет о районе нынешнего Лескена), на которых, как говорят, были укрепления, приписываемые френкам. Кроме следов рвов, обломков кирпича и камней ничего нет». И вновь обратимся к вышеназванному преданию. Речь не о содержании – как обхитрили царя франгов, потерявшего и обещанную ему жену Кабарды, и принадлежащие ему земли, а о концовке этого хабара, гласящего: «Франг покинул этот край, а земли, весь край остались в руках Кабарды». В другом предании (оно опубликовано во втором томе фольклорного сборника «Адыгэ IуэрыIуатэхэр») о взаимоотношениях кабардинцев с франгами рассказывается не столь благостно. Из него следует, что придя на новые земли, кабардинцы застали здесь франгов, чей большой, хорошо укрепленный город находился в районе нынешнего селения Урвань. Поблизости от укрепления располагался также действующий монастырь. Первое время отношения между двумя народами складывались достаточно мирно, но затем что-то произошло, отношения испортились, дошло до военных столкновений, в результате которых кабардинцы осадили город франгов. Правда, пал он или нет – неизвестно, легенда обходит этот вопрос стороной, утверждая, что «доблесть кабардинцев победила численность франгов». А вот сообщает балкарская легенда «Как ференки покинули Кавказ», записанная дочерью Мисоста Абаева – Фатимой (1892–1973) и опубликованная в 1911 году в журнале «Мусульманин». Кабард Тамбиев фигурирует здесь как князь Там-Бий, «про доблесть, благородство и великодушие» которого сложили немало песен. А царь франгов (в нашем случае ференков) носит имя Берт-Бий. (кстати, Бердибей – это тюрское имя с половецкими корнями, что еще больше усложняет понимание того, кем был на самом деле этот царь). В остальном содержание повествования практически схоже – Берт-Бий, заполучив жену Там-Бия, также покидает пределы Кабарды и после долгого путешествия оказывается на берегу моря, где его народ – ференки – начинает «устройство новой жизни». Но видя, как горюет женщина, царь отпускает ее обратно на родину. И концовка легенды: «Так ференки покинули навсегда Кавказ, но память о них еще живет среди кавказских горцев, и вот почему старинные башни, стоящие в ущельях, они называют ференкскими». Понятно, что перед нами литературная обработка, возможно, даже исходящая из того же источника, что и первая легенда, но тем она и интересна. Ибо позволяет сделать следующие выводы: во-первых, франгов (ференков) было достаточно много – у них имелось большое поселение в районе нынешнего селения Урвань и в других местах. Во-вторых, итальянцы проживали не только на равнинной части Кабардино-Балкарии, но и в горной, где оставили следы своего пребывания в виде башен и замков. В-третьих, они достаточно организованно (любовная версия свидетельствует об этом) покинули места своего проживания. Итак, франги, как пишет археолог В. М. Батчаев в работе «Балкария в XV – начале XIX вв», были достаточно «многочисленной общностью, имевшей свои поселения, «своего» царя, и не отличавшейся от горцев ни образом жизни, ни родом занятий, ни какими-то иными особенностями. Более того, в контексте некоторых повествований они воспринимаются даже как какая-то часть предков народа». Уточним – ставшей этой частью в процессе ассимиляции – проживания в непосредственной близости друг от друга, активного и, вероятно, долголетнего общения. Более того, весьма возможно, что название франги перешло и на породнившихся с ними местных жителей. Именно последним можно объяснить удивительный казус, когда у кабардинского владельца находят французские корни: речь о князе Джанхотове. А все дело в том, что название ференки со временем трансформировалось в более удобное для произношения френки, в процессе общения с зарубежными путешественниками, ассоциирующими это слово с франками, заменилось последним, а впоследствии, благодаря некорректному переводу, ференки стали французами.


Амиго: 'Франк' дословно с германских языков - 'свободные люди', на курдском 'фьренги' - 'европеец', видимо под франками курды понимали европейцев вообще. С.А.Галлямов увязывает родство курдов с теми же немцами и французами с эпохи протоиндоевропейской общности, и предлагает версию что 'франк' - свободный, и 'френги' - в значении 'европейцы' имеют связь с туранцами Франгасиана. Кстати среди курдов есть род Алан.

Амиго: А царь франгов (в нашем случае ференков) носит имя Берт-Бий. (кстати, Бердибей – это тюрское имя с половецкими корнями, что еще больше усложняет понимание того, кем был на самом деле этот царь). Обратите внимание на происхождение царя франгов в этой легенде. Имя у него тюркское. Возможно эта легенда - пересказ авестийского сюжета о туранском царе Франгасиане.

Амиго: Ааа Эльграндов пишет: Про алан-бурджан и восточные источники - как я слышал в арабском дж и г чередуются? Это я намекают на бораганцев. Про Бердибия, то как я понимаю это прямой намек на предка Джаубермезовых, Казиевых и Туудуевых, ну таки с их гг скоро наверно все определится.) по крайней мере мне приятно так думать.) Бораганцы это субэтнос кумыков, их предводителя по легендам звали Бораган, некоторые связывают с одним из последних "правителей асов Бураканом".) а кумыкского днк проекта вроде нет вообще.(( Понятно спасибо! .

Амиго: Is-tina пишет: Я так далеко не буду уходить в историю и в небытие как Кеме и Амиго. У каждого свой колорит. Только приведу встретившееся мне об этом экзотическом названии. Недавно в посте я цитировала Ахматову – «Когда б вы знали Из какого сора…» Эту идею и продолжу. Из литературы по Дагестану, о племенах Аргунского округа. Среди племен народа чеченского упоминается племя (по всей вероятности) русского происхождения . Почему: «Кавказ всегда служил приманкою для русской вольницы и авантюристов, живших на окраинах государства, но и целые дружины, отправляясь в этот край, не возвращались более назад. Это факт, подтвержденный историей». В связи с этим о чеченских племенах, которые представлены в чрезвычайном разнообразии. Народ один. Но общности происхождения им не приписывают. «Общностью» их сделали «звенья, связывающие все эти племена или фамилии (тейпы). Это – вера, язык, одинаковая историческая судьба и совершенно одинаковые интересы и убеждения». (Для Амиго специально! Видите, Булат, «гаплогруппы» вроде здесь ни при чем»). И дальше примеры: Фамилия Зумсой считает себя происхождения грузинского, Келой – тушинского, Ахшипатой – фиренгеского, т.е. европейского. Многие фамилии считают себя происхождения греческого!» И т.д. А народ весь один. Чеченский. Ну, то есть, если не мудрствуя лукаво, вот так обстоят дела. (А «барс» действительно на осетинском – фыранк! Кеме прав). Ну вот пожалуйста . Ещё одно подтверждение, что ференки на Кавказе, как и у курдов - это обозначение европейцев. А по легенде, которые записаны на Кавказе - царь ференков ушёл на запад. Спасибо за ссылку Тина!

ulu-muhammed: Читал, что одно из самоназваний кабардино-балкар - алан.

Амиго: ulu-muhammed пишет: Читал, что одно из самоназваний кабардино-балкар - алан. Карачаево-балкар, если быть точнее. Кабардинцы они другие, близки черкесам и адыгам.

кеме: Алабарс- на казахском гепард, оказывается. Но на хакасском , алабарс - лев. Жолбарыс- тигр, на казахском. Это животное жестоко отомстило людям за свое исчезновение. )))))

ulu-muhammed: Про ногаев вспомнил и карачаев. Есть в Челябинской области поселок Караси. В нем карасей нету, скорее всего топоним является башкирской версией карачей, в Оренбуржье также есть населенный пункт Карачи.

Амиго: кеме пишет: Жолбарыс- тигр, на казахском. Юлбарыс (юлбарс) у башкир.

кеме: Карачай (карачбей, карачак) распространенное слово в тюркском мире.



полная версия страницы