Форум » Языки мира, этимологии, происхождение слов, лингвистика, языкознание, филология, письменность » Руны, происхождение и вариации » Ответить

Руны, происхождение и вариации

Амиго: Муратов Б. А. К вопросу об истории возникновения тюркского рунического письма Изучая историю древнетюркской династии Ашина, мне не раз приходилось обращать внимание на некоторые исторические и лингвистические параллели в мифологии древних тюрков и скандинавов. Определённые мифологические и лингвистические связи у тюрков обнаруживаются и с другими народами древней Европы. Взять, хотя бы, к примеру, легенду о происхождении тюрков от волчицы, или лингвистические данные исследователей о схожести этрусского языка с тюркскими языками. Также, нерешёнными в современной исторической науке остаются проблемы, связанные с историей возникновения тюркских письменных памятников и их схожести с этрусскими письменами и со скандинавскими рунами. В предлагаемой мной статье будет рассмотрена версия китайского происхождения тюркских рун и о возможном едином происхождении шумерских, этрусских, древнетюркских, тибетских и скандинавских письменных памятников. В статье также будет обозначена проблема шумеро-китайских и шумеро-тюркских культурных, лингвистических и этнических параллелей. О происхождении тюркской рунической письменности, известной по орхоно-енисейским памятникам 7-8 вв. н.э., в современной исторической науке высказывались различные гипотезы. Приводя аргументы в пользу происхождения рун у тюрков на основе арамейской письменности, или приписывая создание тюркской письменности самим тюркам, учёные так и не смогли определить эпоху возникновения тюркских письменных памятников династии Ашина, чья письменность к тому же, так удивительно схожа со скандинавскими рунами и с письменностью древних этрусков. Следует отметить, что рунической, тюркская письменность стала называться в науке условно, т.к. была чем-то похожа на рунические письмена древних германцев, которые сохранились в Скандинавии. Это сходство дало возможность Мессершмидту Д.Г. назвать их “руническими письменами”. Так, это название закрепилось за древнетюркскими письменными памятниками. [1] В связи с этим, самым загадочным оставался вопрос о возможном едином происхождении всех рун, и если это было действительно так, то тогда оставалось выяснить, где эти руны зародились. Непосредственно, изучением рунического письма древних тюрков, я занялся, после известия, сделанного бывшим проректором по науке Башкирского государственного университета Александром Чувыровым и его аспирантки из Китая Хуан Хун, о том, что халцедоновая печатка с могильника Бахмутино II (Чандар) [2] — есть нечто иное, как императорская печать Китая, а тамги, высеченные на скалах в Альшеевском районе Башкортостана — можно прочесть с позиций китайской письменности дзе-куэн. По мнению Александра Чувырова, знаки, высеченные в Альшеевском районе Башкортостана не что иное, как каменная карта. О существовании на территории Башкирии, ещё нескольких карт подобных Альшеевским, согласно сведеньям профессора Чувырова А., удалось обнаружить в процессе научных исследований в архивах генерал-губернатора Уфы, где были найдены заметки, датированные концом 18 века, о 200 необычных древних каменных плитах. Профессор Чувыров А. предположил, что эти плиты могут относиться к китайским переселенцам, т.к. несмотря на то, что искусство картографии было развито во всех древних цивилизациях, расцвета оно достигло именно в южном Китае. “…Самые древние и наиболее совершенные карты хранятся в музее Ма Ван Туй города Чанша...” – утверждает Чувыров А. – “выполнены они на шелке более 3000 лет назад и имели различное назначение: для военных целей, для орошения, для застройки городов. Кроме шелковых и бумажных карт, использовались и каменные…”. Эта гипотеза, высказанная профессором Чувыровым А., всё же заставляла обратить на себя внимание, хотя всё что мне удалось узнать, было больше похоже на сенсацию, а не на действительно научные факты. Так относительно гипотезы Чувырова А. удалось выяснить, что аспирантка-филолог Хуан Хун, китаянка из Хунаньского университета, однажды увидев в башкирском национальном музее старинную печать из оникса (ту, что в XVII веке русский губернатор даровал башкирскому воеводе) — обнаружила на ней китайские иероглифы. На печати были вычерчены надписи на русском, арабском и, как уверяет Хуан Хун, и на древнекитайском языке. Далее, находясь в Альшеевском районе Башкирии, аспирантка Хуан Хун, на многочисленных замшелых валунах, испещренных то ли значками, то ли примитивными рисунками опять-таки прочитала кое-что по-китайски. На одном камне, видимо, надгробии, было написано: “Его высочество великий император”. На других – обыкновенные долговые расписки: “Я, такой-то, такого-то числа такого-то года купил у такого-то одну корову за пять мешков зерна”. А иероглифы эти, по утверждению Хуан Хун из давно умершего языка дзе-куэн, существовавшего до 3 в. до н. э. По мнению Хуан Хун, эти письмена в Альшеевском районе Башкирии могут быть напрямую связаны с древним Китаем, и в подтверждение этому высказыванию, приводит такое историческое предание. Что, мол, когда-то на территории Древнего Китая располагались семь воюющих государств, и в драматический момент династической борьбы в одном из них шестилетний принц Цынь исчез вместе со своим дядькой. С его исчезновением государство прекратило свое существование. Происходило все это еще до зарождения первой династии, как раз немного раньше 3 в. до нашей эры. Официальная делегация из Хунаньской провинции, прибывшая в Башкирию, и ее весьма образованный вице-губернатор невольно подтвердил догадки Хуан Хун: он в точности так же прочитал иероглифы, включая и те, из древнекитайского языка дзе-куэн… Сразу же после этого известия, сделанного Хуан Хун и официальной китайской делегации из провинции Хунань, у меня зародилось предположение о возможном китайском происхождении тюркских рунических знаков, т.к. скорее всего в Альшеевском районе Башкирии аспирантка Хуан Хун прочитала башкирские тамги, а не какие-то непонятные письмена. [3] Тамги, как известно, повторяют многие знаки рунического письма, значит можно было заключить, что руны, или, по крайней мере, тюркские руны имеют какое-то отношение и китайской письменности. К сожалению, не владея китайским языком и достаточными лингвистическими знаниями в этом вопросе, и не имея возможности проверить сообщения аспирантки Хуан Хун, я всё же решил посмотреть древние хроники и исторические свидетельства, относительно возможного происхождения рун от китайской письменности. Сначала я вкратце ознакомился с предысторией происхождения всех рун. При наличии у меня некоторой библиографии по данной теме и письменных источников, в том числе и древних китайских хроник, мне удалось обнаружить некоторые данные за и против этой гипотезы, вследствие чего и появилась моя концепция, о китайском происхождении тюркских рун. Остаётся только найти специалистов по китайскому языку, которые могли бы проверить мои исследования. Проанализируем все версии происхождения рунического письма: Западная школа: Версия А) Руны пошли от греческого алфавита или латиницы. Против: Большинство рун не сходится с латиницей и греческим письмом Версия В) Руны пошли от северо-италийских диалектов. Гипотеза возникла в середине XIX в. Это гипотеза имела в 1980-е гг. – наибольшее число сторонников. Против: руны не имеют прототипов ни в одном из северо-италийских языков. Против версий А и В интересен, и тот контраргумент, что алфавитный порядок рун — совершенно не сходится с северо-италийскими языками, с латиницей и греческим письмом . Версия Г) Руны у тюрков, происхождение тюркских рун неизвестно – вопрос оставлен открытым. _______________________________ Советская школа: Версия Д) вопрос о месте и времени возникновения всех рун оставлен открытым. Версия Е) о происхождении тюркских рун высказано следующее мнение: Руны у тюрков – в основе своей восходят к буквенному письму арамейского происхождения, заимствованному тюрками у ирано-язычных народов Средней Азии через посредство хорезмийского, пехлевийского и согдийского алфавитов, в той его разновидности, в которой написаны "старые согдийские письма" из Дуньхуана (современная провинция Ганьсу в Китае). Обратите, внимание, самые старые, так называемые “согдийские письма” найдены в Китае. Против версии Е, можно привести следующие факты: 1. Не найдено арамейское буквенное письмо, подходящее для тюркских рун. 2. Установлено исследователями: "Старое согдийское письмо" – на самом деле принадлежало не согдийцам, а китайцам и хунну – подтверждение этому мы находим у Махмуда Кашгарского: "кроме китайцев и тюрков-немусульман никто не может читать старое уйгурское письмо". [4] Если бы “старое уйгурское письмо” было придумано согдийцами, то почему тогда, согласно Махмуду Кашгари, никто кроме китайцев и тюрков-немусульман не может его прочесть? Ведь если бы тюркское руническое письмо вело своё происхождение от согдийского письма, то тогда согдийцы должны были бы уметь его читать?! Далее, Махмуд Кашгарский уточняет, что у уйгуров есть два старых письма, одно из них состоит из 24 букв (сравните: в старших скандинавских рунах – 24 буквы). [5] Исходя из сообщения Махмуда Кашгари, что только китайцы и немусульманские тюрки понимали древнее уйгурское письмо, можно ли утверждать, что китайцы и тюрки переписывались для деловой переписки между собой, тюркскими руническими знаками? Видимо да. Иначе, как объяснить знание не только тюрками, но и китайцами рунического письма? Вероятно, китайцы использовали руническое письмо тюрков в общении с ними не для решения политических задач и заключения договоров, а для деловой, торговой переписки. Это предположение, безусловно, нуждается в подтверждении. О китайских, а не о согдийских корнях письменности у тюрков может служить и следующий аргумент: монгольские и китайские хроники сообщают, что в правление Мунке-каана (13 в. н.э.) найдены были "старые согдийские письма" — их смогли перевести только учёные люди из Китая и тюркские шаманы.[6] Обратите внимание, тюркские шаманы, также как и китайские учёные могли читать так называемые “старые согдийские письма”! Возникающие весьма справедливые вопрос и недоумение, при этом упоминании китайских и монгольских хроник, почему только тюрки и китайцы могли прочесть “согдийские письма” — в данном случае разрешается весьма просто. Дело в том, что термин “согдийские письма” не совсем корректен и нуждается в уточнении. На самом деле так называемое “согдийское письмо” — есть не что иное, как письменность народов ху. Хусцами китайцы называли северных и западных варваров, и что особенно интересно, китайцы хусцами считали и тюрков династии Ашина. [7] Итак, если допустить, что руны пошли от некой китайской письменности, то когда это могло вероятнее всего произойти? И тут у меня получились две основные гипотезы: Тюркские руны династии Ашина, возможно попали к тюркам от их предшественников хуннов, с которыми князей Ашина связывала не только мифология и преемственность степных традиций, но общее этническое происхождение. [8] Руны мог создать первый хуннский правитель Шан-вэй и его люди в 1764 г. до н.э. От Шань-Вэя вероятно и остался титул хуннских правителей – шаньюй, что значит с китайского языка ‘величайший’. [9] Шан-вэй – потомок дома Хя-хэу-шы, последний правитель китайской династии Ся. [10] Как известно, от Шан-вэя вёл своё происхождение знатный хуннский род Лань. [11] Не исключено также, что китайская по происхождению письменность у хуннов, возникла в другую историческую эпоху. Датировка должна быть уточнена лингвистами. Китайские иероглифы, передающие символы Тен цзы – идентично переводятся по смыслу и содержанию у всех рун, как – Сын Неба. Тен Цзы ‘Сын Неба’ – титул императоров Китая. На японском ‘Сын Неба’ будет звучать как – Тен Гири, что в свою очередь напоминает тюркское Тенгри в значении ‘Небо, Бог’. Чтобы проверить какие руны старше скандинавские или древнетюркские, необходимо учитывать данные о хуннских и тюркских тамгах. Согласно научным данным, тамги у хунну возникли ещё во 2 тыс. до н.э. Академик Шифнер А.Я. (1817-1879) указывал, что тамги у хунну и тюрков повторяют все известные исторической науке руны. [12] Соответственно можно допустить, что у хуннов, так называемые их тамги, не что иное, как их письмо, и что вероятно хунну владели двумя письменностями – китайской и своей тамговой (рунической). Предположение, что хунны имели письменность, не дошедшую до нас, так как найти древние записи на коже, бересте или бумаге не всегда возможно, отвергалось как несовместимое с уже составленным мнением. Однако и это предвзятое мнение разбивается накоплением новых сведений. Так, в "Истории Троецарствия" сообщается об обмене посольствами между Китаем и Фунаном, древнейшим царством в Камбодже. Китайское посольство посетило Камбоджу между 245 и 250 гг., и, вернувшись, участник его. Кань Тай, сообщая сведения о царстве Фунан, заявил: "Они имеют книги и хранят их в архивах. Их письменность напоминает письменность хуннов". [13] Фунанцы употребляли индийский шрифт. Это сообщение чрезвычайно интересно. Китайский дипломат говорит о хуннской письменности в придаточном предложении как о вещи абсолютно известной и нужной лишь для сравнения и пояснения. Еще важнее то, что он подчеркивает индийское происхождение хуннской письменности, следовательно, держава Хунну имела культурные связи с Западом. [14] Итак, судя по этому сообщению письменность хуннов была похожа на западную индийскую. В связи с этим необходимо будет вкратце упомянуть и то обстоятельство, что между китайской династией Ся и шумерскими городами Месопотамии, как установили исследователи, могла существовать культурная связь. Так известно, к примеру, что земледельческая культура Ян-Шао в Китае (5-4 тыс. до н.э.) распространилась на территории Китая именно с территории Месопотамии. [15] Обнаруживает параллели с шумерскими и способ захоронения Иньских царей в Китае: "Могилы первой категории очевидно принадлежали Иньским правителям или их ближайшим родственникам. Имеющие много общего с царскими могилами шумерского Урa, эти гробницы ярко характеризуют противопоставление правителей – основной массе населения...". [16] Параллели с шумерской культурой обнаруживает и тазминская археологическая культура Сибири (нач 3 тыс. до н.э.) в бассейне Среднего Енисея – "...на отдельных скалах и стелах изображены древнейшие 4-х колесные колесницы, иногда влекомые быками – они связаны с культом солнца и громовика. На других изваяниях выбиты рисунки солнечных кораблей. Эти сакральные изображения напоминают реальные прообразы, возникшие в Месопотамии в 4 – нач. 3 тыс. до н.э. ...". [17] А известные всему миру пирамиды в китайской провинции Шэньси, которые по преданиям самих же китайцев остались от неких сынов Неба, также на самом деле могут принадлежать древним шумерам… Из истории известно, что последний правитель китайской династии Ся в 18 в. до н.э. стал прародителем одного из хуннских (тюркских) родов. [18] Можно ли из этого заключить, что язык правителей этой китайской династии был тюркским? Не знаю, вероятно, эту проблему должны решить не только историки и лингвисты, но и археологи… Об общей лексике урало-алтайских и шумерского языков писали многие исследователи [19], вот только некоторые примеры сравнительного языкознания шумерского и урало-алтайских языков: Как мы знаем, китайцы называли своих правителей сынами Неба, или по-китайски Тен-Цзы. Денгир (шумерское) (Бог) – Тура (угорское, чувашское – ‘Небо, Бог’) – Тенгри (алтайское – 'Небо, Бог') – Тен гири (японское – 'Сын Неба'). Интересными являются в этой связи исследования чувашского автора Егорова Г.П. Утверждая вслед за лингвистом Марром Н.Я. о родственности чувашского и шумерского языков, он переводит некоторые топонимы Восточного Туркестана, с позиций чувашского языка и считает, что в современном китайском языке сохранилось немало чувашских (шумерских) слов… [20]. А ведь хорошо известно, что часть хуннов, те что поселились в долине реки Чу были известны позднее в истории под именем чусских тюрков или ‘шести чубов’. Именно потомками чусских племён считал современных чувашей академик Марр Н.Я… [21] Имя страны шумеров (Сумер) в клинописях царя Хаммурапи называется словом Кун-гур. На Урале Кунгур (угорские земли) – одна из транскрипций этнонимов Угра, Хунгар, Унгар. В Библии Сумер (Шумер, Кунгур) назван страной 'Сена ар'… Не углубляясь подробно в историю тюрко-шумерских и китайско-шумерских этнических и культурных параллелей, не имеющих прямого отношению к данной статье, отметим лишь, что общая схожесть тюркских рун со скандинавскими и этрускими, и возможно письменность династии Ся в Китае — может быть связана общим происхождением от шумерской клинописи Месопотамии, но данная гипотеза требует отдельного исторического и лингвистического исследований... * * * Итак, мы установили, что упоминание древнекитайских авторов о схожести письменности хуннов с западной индийской письменностью, на самом деле может иметь шумерские истоки. Можно также предположить и то что, мир древнего Шумера имел тесную взаимосвязь с правителями китайской династии Ся, последний представитель которой, как известно, стал прародителем хуннского (тюркского) рода Лань… [22] Вернёмся теперь непосредственно к версии происхождения тюркского рунического письма от китайцев, посредством предшествующей эпохи хуннов. В китайских летописях, весьма в пространной форме, высоко оценивается поэтическая культура хуннов, а высокая поэзия, как известно, напрямую может быть связана с наличием письменности. Так, к примеру, в кратком упоминании "Цянь Ханьшу", мы читаем, что хунны, утеряв хребты Яньчжышань и Циляньшань, отразили это печальное событие в стихах… [23] Если допускать, что руническая письменность тюрков имеет корни в Китае, то это могло произойти и во 2 в. до н.э., т.к. древние источники сообщают, что "…Китайский вельможа Юе, бежавший к хуннам, научил шаньюевых [24] приближенных завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество…". [25] Чтобы завести книги, разумеется, необходимо владеть письменностью, и книги эти по-видимому, были написаны не китайскими иероглифами, а хуннским письмом. О том, что многие хунны знали китайский язык, свидетельствуют сами китайские летописи. Вот только несколько примеров: “…Вэй Люй был хунн, воспитанный в Китае. Однажды, когда он был отправлен в Хунну как член китайской дипломатической миссии, он поддался голосу крови и, порвав связи с Китаем, вернулся к своему народу. Так как он хорошо знал Китай и был значительно более образован, чем его сородичи, то быстро сделал блестящую карьеру и оставался до конца своих дней первым советником хуннских владык. Разумеется, он не был согласен на мир, предложенный Китаем, так как одним из условий этого мира была выдача перебежчиков…”. [26] В подтверждении того, что хунны, или, по крайней мере, хуннская знать понимали китайскую письменность, служит следующий красноречивый факт: “…В отношениях с хуннами император Китая Ван Ман повернул руль так же резко, как и внутри страны. Преисполненный высокого мнения о своей власти, он задумал перевести шаньюя в ранг пограничного вассального князька. Для этого нужно было сменить государственную печать шаньюя. На печати, полученной Хуханье-шаньюем в 47 г. до н.э., были вырезаны слова: "Хунну шаньюй си", т.е. "Государственная печать хуннского шаньюя". Ван Ман велел изготовить другую печать с надписью: "Син Хунну шаньюй чжан" — "Новый знак хуннского шаньюя". Такая печать давалась в Китае удельным князьям и высшим чиновникам. Приняв ее, шаньюй перестал бы быть независимым государем. [27] В 9 г. н.э. китайский посол явился к шаньюю, известил его о смене династии и предложил сдать старую печать и принять новую. Восточный гуси-князь Су посоветовал шаньюю посмотреть новую печать, а потом менять, но китайский посол настоял, и доверчивый шаньюй, отдав старую, принял новую, не посмотрев ее. После этого начался пир, тянувшийся до поздней ночи. Ночью же китайский посол, опасаясь, что шаньюй потребует возврата старой печати, разбил ее. Действительно, утром явились хунны и потребовали ее, так как переводчики разобрались в новой надписи…”. [28] * * * Завершая тему из вышеизложенных данных о письменности хуннов, мы выяснили, что хунну, были весьма образованными людьми, к тому же владевшие китайской и своей письменностью. По причине этого сразу возникают резонные вопросы. — Могли ли хунны повлиять на создание своей рунической письменности сами? Могло ли руническое письмо скандинавов, а также руны у этрусков произойти от хуннского письма? На мой взгляд, эти предположения, в первую очередь, смогут разрешить только специальные археологические экспедиции по поиску всевозможных рунических знаков, в районах Центральной Азии, Прикаспия и Юж. Урала... Пока же можно утверждать следующее. Гунны (западные хунны) впервые появились в Европе, как установлено учёными в середине 2 в. н.э. [29], где соприкоснулись с готами, жившим в то время на территории современной Украины. Готы начали мигрировать обратно в Скандинавию именно в конце 3 в. н.э. Т.е. возможно, готы, бывшие соседями гуннов принесли гуннские руны в Европу, если учитывать, что первая встреча гуннов и готов могла произойти ещё во 2 и 3 вв. н.э. Напомним: самой древней из скандинавских рун, найденных на Западе - считается надпись на наконечнике копья из Эвре Стабью, датируемая кон. 3 – нач. 4 вв. н.э. (Юж. Скандинавия). [30] О наличии ещё в начале н.э. у гуннов и тюрков своего письма свидетельствуют следующие данные: Ритор (Захарий М.) в 350-х гг. н.э. писал в сирийской хронике: "У гуннов более двадцати лет тому назад вышло писание на их языке". Но установлено также, что первые тюркские тамги появились во 2-3 вв. н.э. См. исследования Кызласова Леонида Романовича о Таштыкской культуре тюркоязычных гяньгуней. Тюркские тамги повторяют все известные исторической науке руны, и западные (скандинавские, европейские) и восточные (сибирские), значит можно допускать, что тюркские тамги, как и тамги у хуннов — могут быть предшественниками тюркского рунического письма династии Ашина. О том, что письменность династии Ашина имеет самое непосредственное отношение к письму хуннов — свидетельствуют древние китайские летописи. Так хроника Бэй-Чжоу Шу (Династия Бэй-Чжоу, существовала в 557-581 гг. н.э.) сообщает: "Письмо тюрок тюцзуе (тюркютов) есть письмо бывших до них северных варваров (ху)". [31] Здесь следует отметить, что в советской исторической школе, под северными варварами (хусцами) иногда понимались только исключительно согдийцы, что на самом деле является глубочайшим заблуждением. Хорошо известно, что этноним "ху", имеющий значение "чужеземные племена" (прежде всего "варвары севера"), в раннем средневековье обозначал преимущественно согдийцев, но мог относиться и к другим племенам. Разобраться в этом можно путём тщательного анализа текстов, с учётом общей обстановки в каждом конкретном случае. В своей книге Лю Мао-Цай специально обращал внимание на данный вопрос и пришёл к выводу, что, кроме согдийцев, этнонимом "ху" обозначались следующие племена: 1) западные "варвары" (в качестве примера приводятся тексты: Чжоу Шу гл 7, С. 10а, 7; Цзю Тан Шу , гл. 194А, с. 7б, 11 и др.); 2) северные "варвары" (Чжоу Шу, гл.19А, С. 5а, 8; Суй Шу, гл. 84, с. 1а, 4; Цзю Тан Шу, гл 194а, с. 7а, 11 и др.); 3) древние тюрки, тюркюты (туцзюе) (Суй Шу, гл. 53, С. 10б, 5; Синь Тан Шу, гл. 215А, С. 10б, 4; гл. 2, С. 6а, 9 и др. .) [32] Возвращаясь к письменным источникам, приведём ещё некоторые исторические свидетельства, подтверждающих наличие ещё в начале н.э. у гуннов и тюрков Ашина своей письменности. В одной из древних сирийских хроник утверждается, что в 568 г. в Константинополь тюрки [33] принесли ханскую грамоту, написанную на языке тюрков. [34] Есть все основания предполагать, что грамота была написана тюркскими рунами. Интересным подтверждением о китайских корнях письма у хуннов и тюрков может служить и упоминание исследователя-китаеведа Васильева В.П. о том, что китайское письмо династии Тан, найденное в Сибири, в долине р. Орхон — в отдельных случаях повторяет по смыслу и содержанию тюркские руны Орхона. [35] К сожалению, у исследователя Васильева, занимавшегося изучением китайских надписей в Сибири, про начертание китайского письма на р. Орхон — ничего не сказано. Поэтому на исследование Васильева В.П., в первую очередь необходимо обратить внимание лингвистам... Подведём некоторые выводы. Руны тюркюты заимствовали у хунну. Время создания рун, должны определить лингвисты. Тюркские руны принадлежали тюркам тюцзуе (тюркютам), тюркам тюцзуе его принесли князья Ашина, к Ашина он попал через хунну. Возможно, руны у скандинавов имеют гуннские корни… О том, что тюрки, как и их предшественники хунны, понимали китайский язык, может служить следующий аргумент. Как известно, князья Ашина перед тем, как переселиться на Алтай, проживали в 5 в. н.э. в Хэси, область входившая в то время в одну из китайских империй. Значит, можно предполагать то, что тюркские князья Ашина знали китайскую грамоту. Так, к примеру, известны договорные отношения тюрков Ашина с китайским двором в 6 в. н.э.: “…В поисках сторонников император Западной Вэй, Вэнь-ди, послал некоего Ань Нопаньто к тюркскому князю Бумыну для установления дружественных отношений. Посланник, прибывший к тюркютам в 545 г., был принят радушно. "В орде все начали поздравлять друг друга, говоря: ныне к нам прибыл посланник от великой державы, скоро и наше государство возвысится"…”. [36] Ань Нопаньто в китайских хрониках назван кочевым иноземцем из Цзю-Цюань [37], т.е.. из Хэси, откуда 100 лет назад вышла орда Ашина. Источник подчеркивает его происхождение не случайно: был послан человек, знавший язык тюркютов, и это указывает, что связи орды Ашина со своей прародиной утеряны не были. [38] Исходя, из этого сообщения можно заключить, что тюрки Китая, особенно те, что остались в провинции Хэси и не последовали вместе с князьями Ашина в 5 в. н.э. на Алтай — владели на достаточном уровне китайским языком. Знание китайского языка было им необходимо, хотя бы потому, что им приходилось волей-неволей общаться с китайским населением империи Западной Вэй... * * * Подведём некоторые итоги. В статье была рассмотрена одна из версий происхождения тюркского рунического письма от китайского письма, которые тюрки Ашина вероятнее всего получили в наследие от их предшественников и предков — степных хуннов. Были обозначены проблемы о возможных тюрко-шумерских и китайско-шумерских исторических, лингвистических и других связях. Были также высказаны предположения об общем происхождении всех рун: тюркских, этрусских, скандинавских либо от письменности некой китайской династии, либо от шумерской клинописи. Остался открытым вопрос и о возможном происхождении скандинавских рун от гуннского (западно-хуннского) письма, которому готы, впоследствии, мигрировавшие в Скандинавию могли научиться у гуннов, во время их совместного проживания с гуннами во 2-3 вв. н.э. в волжских степях. Несомненно, в вопросе происхождения рун, остаётся ещё много тайн, и в этом направлении должны работать вместе, как лингвисты, так и историки, археологи и другие исследователи. Надеюсь, это небольшое историографическое исследование, поможет специалистам, занимающихся изучением тюркских рун — в поиске разгадки происхождения не только древнего тюркского рунического письма, но и, возможно, подтолкнёт их к тайнам письменности у многих других народов Евразии.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Амиго: Библиография 1. Тофик Меликов, журнал "IRS-Наследие". Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков 2. Шмидт А.В. Археологические изыскания Башкирской академии наук. Уфа, Изд. Госплана БАССР, 1929, С. 23, рис. 5 3. В подтверждение того, что башкирские тамги, имеют параллели с рунами тюрков - может служить статья Левина Г.Г. о рунических надписях Тибета. Статья написана по итогам Второй тибетской экспедиции 2001 года, организованной фондом "Лена-Евразия"... Из сообщения экспедиции мы узнаем, что: “…На одном камне экспедиция заметила своеобразный знак, напоминающий символ советских времен – серп и молот. Позднее, аналог этого знака был обнаружен среди тамг башкирского племени "мырза"...”. См. Приложение 4. Кляшторный С.Г. Эпоха Махмуда Кашгарского. Советская тюркология, Баку, 1972, С. 21. 5. Муталибов С. М. Махмуд Кашгарский., Ташкент, 1960 6. Кононов Андрей Николаевич. Грамматика тюркских рунических памятников 7-9 вв.. Л., Наука, 1980. 7. См. комментарий № 32 8. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. Л., Наука, 1967 9. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950, Т. I. С. 46. Болотов Ю. Рыцари забайкальских степей. Бурятия (Улан-Удэ), N091, 24.1.2000 10. Бичурин Н.Я. (Иакинф) . Собрание сведений… Т.1, С. 39-40, 46-56 11. Цюй Юань. Стихи. М., 1954. С. 29-40. Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. Кн. 1, Глава 5, Свистящие стрелы. Устройство державы хунну. Знатные роды. М., Танаис ДИ ДИК, 1997 12. Муталибов С. М. Махмуд Кашгарский., Ташкент, 1960 13. Hall D.G.E. A history of South-East Asia. L, 1955. P. 25-26. 14. 14. Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. Часть 1, Гл. 6. Господство над народами. Общественно-экономическая жизнь в державе хунну. М.,Танаис ДИ ДИК, 1997, с. 107 15. Карты по распределению земледельческих культур. Приложение к многотомнику - История Древнего Востока, под ред. Кузищина. М., Высшая школа. 16. История Древнего Востока, под ред. Кузищина. М., Высшая школа, 1979, С. 390. Боевые колесницы в погребении периода Чунь-цю близ Шаньсяня. История Древнего Востока, под ред. Кузищина. М., Высшая школа, 1979, С. 396. 17. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. Абакан, Хакасотд Краснояркнижиздата, 1991, С. 17. 18. Бичурин Н.Я. (Иакинф) . Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950, Т.1, С. 39-40, 46-56 19. Basbug H. Iki turk boyu Zaza va Kurmanclar. Ankara. 1984. P.1-25. Алияров С.С. Об этногенезе азербайджанского народа. К постановке проблемы//К проблеме этногенеза азербайджанского народа. Баку. 1984. С.4-39. 20. Егоров Г.П. Воскресение шумеров. Изд. 2, Чебоксары, Атал, 1993, с. 22-24 21. Хрестоматия по истории и языку чувашского народа. Уфа, УГНТУ, 1995, С. 45-46 22. Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. Кн. 1, Глава 5, Свистящие стрелы. Устройство державы хунну. Знатные роды. М., Танаис ДИ ДИК, 1997 23. Фэн Цзя-шэн. Руническая надпись из восточной Монголии//Советская этнография. 1959. N 1. С. 5 24. Шаньюй – правитель хуннов 25. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 53, 58. 26. Гумилёв Л.Н. История народа хунну. Кн. 1, глава IX “Бой насмерть. Неудавшийся заговор”, М., Танаис ДИ ДИК, 1997, С. 142. 27. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 103 28. Гумилёв Л.Н. История народа хунну. Кн. 1, глава XII “Возвращённая свобода. Отложение Хунну от Китая”, М., Танаис ДИ ДИК, 1997, С. 193. 29. Гумилёв Л.Н. История народа хунну. М.,Танаис ДИ ДИК, 1997 30. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Г. и др. М., Высшая школа, 1980, С. 117 31. Линху Дэфэнь. Чжоу Шу (Хроника государства Бэй-Чжоу). Пекин, Изд.-во "Бо-на", 1958. 32. Liu Mau-Tsai, Die Chinesischen Nachrichten zur Gerschichte der Ost-Turken (Tu-kue) – Wesbaden (Cottingen Asiatische Forschungen; Bd 10), 1958b, S. 16, 26, 40, 74, 150, 152, 211, 235 33. Тюркюты Ашина 34. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941, С. 84 35. Васильев В.П. Китайские надписи на орхонских памятниках в Кошо-Цайдаме и Карабалгасуне. Сборник трудов орхонской экспедиции. Вып 3., СПб, 1897, С. 1-36. 36. Гумилёв. Л.Н. Древние Тюрки. Создание державы Ашина. Начало истории древних тюрков. Л., Наука, 1967 37. Бичурин Н.Я. Собрание сведения... T.I. С.228 38. Гумилёв. Л.Н. Древние Тюрки. Создание державы Ашина. Начало истории древних тюрков. Л., Наука, 1967

Амиго: Халцедоновая печатка из Бахмутинского могильника. Вид снизу См. Шмидт А.В. Археологические изыскания Башкирской академии наук. Уфа, Изд. Госплана БАССР, 1929, С. 23, рис. 5

Амиго: В Норвегии ученые обнаружили первую за последние 62 года каменную руну, датированную 400 годом нашей эры. Стела была обнаружена на прошлой неделе вблизи норвежского города Мандал. На ней проглядывается несколько начертаний и выгравированное лицо. Однако стиль сильно отличается от каменных рун, найденных в Скандинавских странах ранее. По этой причине археологи пока не могут идентифицировать смысл начертаний. На камне на одном из диалектов древних скандинавских языков написано: "Я Наудагистр" (Наудагистр в данном случае следует трактовать как имя человека). Под каменной плитой находится еще более крупный камень, который выполняет функцию надгробия, сообщает http://www.cybersecurity.ru . Использование каменных рун началось в 3-4 веках и завершилось в 12-13 веках, одновременно с угасанием цивилизации викингов. Как правило, каменные руны использовались в качестве мемориалов погибшим мужчинам. Викинги очень серьезно относились к магическим системам, которые однозначно считались священными. Руны – это не только древнейший оракул скандинавских и германских племен Северной Европы, это еще и устоявшаяся магическая система гадания, помогавшая находить ответы и пути решения самых разных проблем и вопросов. Руны Руны — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века. Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей, но с XX века их стали использовать для гадания и в качестве символики. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем ru («тайна»). Всего было обнаружено около 5000 рунических надписей, большая часть из которых находилась в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари. Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства. На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги. Всего найдено около 5000 рунических надписей, из них 3000 — в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма обнаружены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей найдено в Норвегии, около 140 — на Британских островах, около 60 — в Гренландии, около 70 — в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Также рунические надписи были обнаружены во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах. Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако последние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н. э. Большое количество рунических надписей высечено на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей — «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым. Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне — у древних германцев искусство резьбы по дереву находилось на высоком уровне. Рунические надписи были самого разнообразного содержания: встречались различные магические надписи и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались мемориальные надписи.Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня. Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром». Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят об исключительных правах женщин у германцев — праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельцев оружия, художников. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также известны рунические календари. О происхождении рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тейлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры. Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II—III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов. Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке. Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер. Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница. В 1930—1940-х годах в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а следовательно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность. Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета, в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что, расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз, пишет www.wikipedia.org. К настоящему времени не обнаружено доказательств существования славянских рун. В XIX—XX веках этой проблемой учёные занимались всерьёз, а в последние годы тема стала популярной среди исследователей-любителей. На территории России, Украины и Латвии был найден ряд надписей, выполненных хорошо известными германскими рунами. Однако в Старой Ладоге и в Новгороде были обнаружены две непрочтённые надписи, сделанные неизвестными письменностями, предположительно руническими, причём совершенно несхожими друг с другом. Черноризец Храбр в своём трактате «О письменах» упоминает про использование славянами-язычниками «черт и резов» для гадания, что позволяет предположить возможность существования славянских рун. Впрочем, в трактате Храбра прямо утверждается об отсутствии письменности у славян. Также со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги». В последние годы один из наиболее известных исследователей-любителей В. А. Чудинов предложил так называемую «руницу», предположительные начертания славянских рун. Согласно его теории, «славянские руны» — силлабическое письмо, с помощью которого были написаны различные памятники древности, среди которых — знаки культуры Триполья. Согласно другому неакадемическому исследователю, Г. Гриневичу, «славянские руны» отождествляются с этрусским алфавитом и письменностью фестского диска. Как правило, прочтение нерасшифрованных надписей неакадемическими исследователями на основе их собственных теорий сильно различается между собой и не признаётся профессиональными лингвистами. Мистификацией «славянских рун» сегодня занимаются некоторые авторы, наиболее известен Антон Платов.


JH: На горе Бага-Заря (Забайкалье):петроглифы (бронзовый век). Хуннские могильники.

JH: Амиго пишет: Как правило, прочтение нерасшифрованных надписей неакадемическими исследователями на основе их собственных теорий сильно различается между собой и не признаётся профессиональными лингвистами. Мистификацией «славянских рун» сегодня занимаются некоторые авторы, наиболее известен Антон Платов. тема про руны интересна. Руны встречаются везде - по всей планете, причём есть много схожего. Кстати древние руны манят своей таинственностью практически всех - это в нас говорят гены, наши предки тысячилетиями их вырезали и генетическая память их как-то должна была запомнить.

Амиго: Кстати именно с Восточной Сибири когда-то переселялись на Запад, кельты - предки современных западных европейцев, а Забайкалье было прародиной финнов и эстонцев

JH: Амиго пишет: Кстати именно с Восточной Сибири когда-то переселялись на Запад, кельты - предки современных западных европейцев, а Забайкалье было прародиной финнов и эстонцев да было такое, современные находки об этом говорят. И не только финнов и эстонцев, а также других народов.

Амиго: Интересно почему с Африки народ валил на Алтай и Саяны? P.S. Совсем немного осталось и узнаю, какой мой геном по мужской линии: кельтский (R1b), сарматский (R1a), монгольский (C3), угрофиннский (N), или какой другой R, N, C, - обитали и Восточной Сибири.

Амиго: JH пишет: На горе Бага-Заря (Забайкалье):петроглифы (бронзовый век). Хуннские могильники. . На верхнем рисунке, изображена солярная колесница, такие были в Месопотамии изображения На нижнем рисунке солярный (слева) и лунный (справа) знаки.

JH: ген. экспертизу проводили? Амиго пишет: Интересно почему с Африки народ валил на Алтай и Саяны? сильная многолетняя засуха

Амиго: JH пишет: ген. экспертизу проводили? В рамках своей диссертации, участвую в проекте "Геном человека". Это международное исследование. Диссер пишу по теме этногенеза башкир. Сдавал месяц назад ДНК-анализ, в институте генетики и биохимии УНЦ РАН. Хочу точно знать кто мои предки по мужской линии. Согласно легендам нашего рода, сарматы. Вот и проверим эту теорию. Сарматы это R1a.

JH: Амиго пишет: В рамках своей диссертации, участвую в проекте "Геном человека". Это международное исследование. Диссер пишу по теме этногенеза башкир. о как! Желаю успехов в написании диссертации. И нас тут просвещай по немного если что - интересно.

Амиго: Конечно, буду общаться и по теме диссера на форуме Со временем надеюсь ребята подтянутся антропологи и историки на наш форум, пока все отдыхают Баяр есть на форуме с Казани, профессиональный этнолог,

JH: Геологи, писатели, инженеры, поэты, программисты, меломаны сойдут ?

Амиго: конечно подойдут Зови всех

bayar: О происхождении рун. Есть еще одно мнение от Турчанинова. Истоки письменности вообще он видит на Кавказе. Родоначальниками считает предков адыгов. От них якобы оно попало к степным племенам. Самое старое (по известности) - это сакское письмо (с территории Казахстана). По времени это V (называют и III) вв. до н.э. Юечжи, а вслед за ними эфталиты принесли с собой письмо, сходное по начертанию знаков рун с сакским письмом. Знаки этого письма несколько позднее в годы Великого переселения народов попали из Ср. Азии в Вост. Европу, в частности в Пермский край (с сарматами), Татарстан, Дунайскую равнину, Балканы. Это письмо, хотя в чем-то имеет схожесть с тюркскими рунами, но, по мнению Кзыласова и др., принципиально от них отличается. Войников собрал все известные сведения по степным письменам и дал свой перевод на основе иранского и тохарского языков. Можно согласиться, что языки иранские, но их прочтение оставляет сомнение. Германские руны, очевидно, восходят, как раз к этим восточноевропейским рунам. Весьма вероятно, были заимствованы скандинавами от асов где-то в Причерноморье (о связях асов и скандинавов я думаю публике известно). Подробнее об этом здесь См. здесь (к сожалению, на болгарском). О шумерах. Индоевропейцы занимали северную часть степной Евразии, а южную - это степи Ср. Азии и Вост. Туркестана - кавказцы, но их следы уходят на север. В частности на территорию Башкортостана (давлеткановский человек), Зауралье, в Прибайкалье (они появились там в конце мезолита). В неолите степь стали активно осваивать новые переселенцы Передней Азии - это скотоводы. Тамзинская культура одна из них. Кто они этнически неизвестно, но это могли быть или шумеры, или родичи шумер кавказцы. Позднее там появились кеты и буриши. Прежде они жили в Ср. Азии и Вост. Туркестане, но были вытеснены индоиранцами и «тохарами» на север и юг. Современные кеты видимо имеют отношение к потомкам прототюркоамериндов, но приняли язык и обычаи одного из этих кавказских племен, этноним которых, видимо, звучал, как кет (полагают, что этноним кетов родственен по происхождению этнониму хеттов, что означает «человек»). Люди самуськой культуры средиземноморцы, узколицые и высоколицые, что собственно отражено на их скульптурках из южных областей восточной части Юж. Сибири, оставленных ими. Такого же облика люди проживали на Средней Волге в срубную эпоху (бронза). Полагают, что они потомки куро-аракской культуры. Но они не были первыми. Раньше их, в раннюю эпоху неолита, плодородные области Башкортостан (Агидели) заняли земледельцы. По всем признакам переднеазиаты, но, к сожалению, костных останков, позволяющих идентифицировать, как средиземноморцев нет. Но то, что они уже занимались земледелием, говорить о многом. Возможно, отсюда, а не от населения Балкан, у ИЕ переднеазиатская культурная лексика. Как полагают, они были вытеснены кельтеминарцами из Прикаспия на север. Потомков этой неолитической волны переселенцев из Передней Азии можно найти в буришах (прежде они обитали в Вост. Туркестане), во всех иранских и связанных с ними по происхождению народах. Следы их смешения с андроновцами очевидны (Дремов и др). Интересно, что девушка в языке буришаски звучит, кажется, как киз. В буришах ведущая гапло J, но также есть R1a и Q, отражающая связи с кавказцами (переднеазиатами) – это основной массив, и контакты с прототюрками Q и индоевропейцами (иранцами или тохарами). Любопытно, нет R1b1b2, которого много в западных ИЕ, уйгурах и башкирах. Как понимать? Видимо, тогда в тех краях носителей гапло R1b1b2 не было и они появились там в сарматскую эпоху. Сарматы, как известно, образовались за счет подвижек степного среднеазиатского населения в ахеменидскую эпоху и смешения саков и потомков андроноцев. В результате массагеты изгнали скифов из Ср. Волги и стали ведущей этнополитической силой в степях Евразии. Тогда же они появились в степях Юж. Урала, Зап. Сибири и Вост. Туркестана. Их потомки кангюйцы. Оттуда родом также и аланы, часть туркмен, уйгур и значительная часть башкир. Насчет происхождения тюрков от шумер я бы не стал обольщаться. Шумеры и родственные им кавказцы были первыми, кто принес в те края продвинутую переднеазиатскую культуру. Они в глазах аборигенов выглядели престижной референтной группой. Ими восхищались, с них брали пример. Связи этих языков не генетические, а типологические, т.е. они соседи и не более. Кеты, как раз тот народ, который принял их языки и обычаи, но не генетическое наследие. Поэтому они несут облик западносибирского населения, но никак не переднеазиатского, хотя отдельные вкрапления можно обнаружить. ИЕ, уральский и тюркские языки генетически родственны, и это родство уходит корнями в эпоху палеолита. Об этом уверенно можно судить по гапло R и Q (одни из них праиндоевропейцы (праИЕ), другие прототюркоамеринды, но они родичи). В дальнейшем их языки эволюционировали в праИЕ, прауральские и пратюрский. В эпоху неолита и бронзы пратюркский, испытывавший до этого влияние тунгусских языков (в лексике), эламо-дравидского (в лексике и грамматике), попал под влияние сначала кавказцев, а затем и иранцев. Вполне возможно, что начало хунну дало начало иранское племя хъяуна. В эти годы как раз и создавались иранцами кочевые империи. Самое забытое – аржанская (она же по всем признакам туранская, т.е. образованная турами), за ней – менее известная юечжийская, и самая известная гуннская, в которой, как и Римской империи, преобладание перешло от потомков патрициев к плебеям.

Амиго: Спасибо Баяр за информацию!

bayar: Амиго, по поводу того, кто создатель тюркского рунического письма и кто у кого заимствовал есть надежный источник. Известная ученая Боровкова, переводчица и комментатор древних китайских текстов в книге "Запад Центр. Азии во II в. до н.э.-VII в. н.э." сообщает, что тюрки заимствовали это письмо от телесцев, а никак не от гуннов. Более того, становится понятно, что тюрки отставали в развитии. Счет вели примитивным образом: по десяткам, откладывая, как это сказать, кал степных животных (не то коз, не то баранов).

Амиго: По моей версии истоки рунического письма следует связывать с древнекитайским письмом. Позже скину фото по этой теме.

Амиго: Тангутское письмо

Амиго: Перстни с иероглифами

Амиго: Тенгри на рунах тюрков Иссыкское письмо Готские руны Обратился к специалисту-рунологу, по поводу этих надписей, и вот получил какой ответ. Думаю других он тоже заинтересует. Цитирую: Вопросом занимался, но не настолько, чтоб дать обстоятельный ответ. Тюркские и германские руны имеют своими родоначальниками одни и те же иероглифы и гетерограммы (упрощенные до тамг иероглифы). По всей видимости эти две племени были соседями, или когда то жили в одном обществе (государстве). Но так как названия иероглифов у разных народов разное, то эти названия перешли и к рунам. Например руна "Ук(стрела)" и руна "Канон (стрелять)" и.т.д.и.т.п. Относительно Иссыкских рун. Эти руны (или им) более близки надписи Калмашской плиты и Киленташа из Альшеевского района (хотя их отделяет друг от друга лет 1000 и чуть более). Без сомнения Иссыкская надпись старше, но грамматика у них одна и та же, все три надписи выполнены используя композиты (совмещенные; слитные из нескольких) руны и этой грамматикой даже близки письму брахми. Но, это только мое личное мнение. Конец цитаты. P.S. Выделение черным шрифтом в цитате - мои. По всей видимости эти две племени были соседями, или когда то жили в одном обществе (государстве). Думаю речь идёт о государстве Аттилы, когда готы и гунны проживали вместе.

кеме:

Амиго: А в Карачаево-Черкессии есть рунические памятники?

Амиго: В Башкирии есть специалист по рунам и другим видам письма - Иршат Зианбердин, если Кеме у вас есть древние надписи - Иршат может их прочесть.

кеме: Нашел наконец руны. Книгу взяли напрокат. Тут всякие.... Из книги Ахмата Глашева "Очерки истории хазар". Мощная книга. Трудная для понимания, но чертовски информативная и основательная.



полная версия страницы