Форум » Религия, философия, культы, психология, мечты » Тенгри. Синее Небо... Бесконечное совершенство... » Ответить

Тенгри. Синее Небо... Бесконечное совершенство...

Linar: Трудно найти открытое место, где обзор был бы свободен на все стороны до самого горизонта. Но если оказаться там, и подняться на какую-нибудь возвышенность, то можно ощутить, почувствовать буквально, окутывающий всё купол Неба. Возникает особое состояние, при котором легко ощутить себя парящим. Всё, что присутствует на земле, подвержено измению и вечному обновлению, но небесная сфера неизменна. Погода, конечно меняется; грозы и туманы, снегопады и дожди постоянно присутствуют в атмосфере. Но в чём можно быть более увереным, чем в том, что небо проясниться, и вновь купол чистейшей синевы возобладает над всем видимым. При любом воэвышенном состоянии духа человек поднимает глаза к верху: что он там ищет? Сердце его исполнено благодарности и умиротворения, и не чувствует ли он, что оно снизошло сверху. Но, кажется, дело не только в том, что Небо выше нас расположено. Оно даёт ощущение округлости, сферичности - совершенной формы. Множество учений призывает именно к такому состоянию духа - к ощущению округлости Вселенной, к сферичности духа, и не всегда при этом обращаясь к наличию небесного купола, выдумывая какие-то иные мотивы. А ведь проще всего обрести такое состояние - это созерцая именно синеву неба. Перемещаясь по открытому пространству, невольно замечаешь всеобъятность Небесного купола. Ландшафт и окружающая обстановка меняются, а то, что безраздельно властвует с высоты над всем сущим - неизменно. Из окна автомобиля этого может быть и не понять, но если верхом на коне, по открытой равнине - бесподобное ощущение... Знаю не понаслышке. Может, это и есть Тэнгрианство? Я ощущаю его именно так... Такое можно прочувствовать, только находясь на открытой местности. Поэтому, мне кажется, подобные воззрения (Тэнгрианство) появились, когда человек приручил лошадь и выехал в Большую Степь. Необозримые пространства открылись тогда ему, и он, Всадник, был их хозяином. Но над всем этим, над всем, что могло быть ему доступно, господствует безраздельно необъятный купол чистейшей синевы... Он и сейчас над нами, тот же, что и в те времена... P.S Сайт всё-таки уральский. Должно же что-то быть и о Тэнгрианстве.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

JH: Linar пишет: Может, это и есть Тэнгрианство? Я ощущаю его именно так... очень интересная тема - давно хотел обсудить, кстати Тэнгри и на Дальнем Востоке и Сибири почитался (почитается) - степи есть везде. Те́нгри — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения Другое его название — «Вечное небо». Поклонялись ему на огромной территории от Турции и Азербайджана до Бурятии и Монголии. Сейчас культ жив среди многих народностей нашей страны - тувинцы, буряты, тунгусы, орочоны, монголы, казахи и др. в шаманских камланиях часто взывают к Вечному Небу. Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являются Небо-Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Чингисхан, основатель монгольского государства, называл источником своей власти волю Тенгри. тенгрианское мировоззрение на барабане шамана: Термин "Тенгри" принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (III в. до н.э. и раньше). Хотя в позднейших преданиях название Тенгри иногда прилагается к верховному небесному божеству, чаще оно обозначает бога вообще.

Амиго: Тенгрианство древнее монотеистическое мироввоззрение, с отсутствием поклонения культа Единого Бога. Тенгри у тюрков и монгол значило Небесного Владыку. Происхождение термина Тенгри связывают с шумерским Дингир (небо) и китайским Тен (небо).

JH: Амиго пишет: происхождение термина Тенгри связывают с шумерским Дингир (небо) и китайским Тен (небо). Не всё так просто. Везде по разному, на такой огромной территории культ Тенгри ассимилировался и искажался, в Китай есть предположение был занесён кочевыми народами. Позднее в эпоху Чингисхана он становиться главным богом, а местами и вобще единственным. Шумерская версия - предположение основанное на созвучие имён, хотя народы в то время имели взаимное влияние друг на друга. Кстати у башкир действительно это единый бог. Высказывается предположение, что это слово связано с древним тюркским корнем «Таñ» (современное слово в кыпчакских языках «таң» — «утро, рано, заря», у некоторых народов Тенгри так и называли — «Тан»). У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру, но в «легенде о сотворении мира» оно фигурирует в виде утки. "сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тэнгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда." Ирлик — бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Ирлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму…Вестников смерти посылал. У Тенгри есть жена — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы». Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Великая Земля-вода). У тюрок был культ земли-воды, государства. Их считали священными. Многобожие процветало долго. Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств. Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник. (Амиго !!!) А вот по монгольским поверьям, Тенгри обитают на 17 небесах, в 33 царствах, каждое из которых имеет своего хана. Множественность Тенгри у монголов выражается различными числовыми характеристиками; среди них важнейшая - 9 ("девять великих Тенгри") и производные от неё, в первую очередь, - 99. В ламаистской мифологии - 33 Тенгри; это "8 главных", "11 свирепых", "12 сыновей Солнца", "2 юных" Тенгри. В монгольских шаманских призываниях они иногда продолжают осмысливаться как "33 духовных светлых Тенгри". Обычно эти числа не имеют конкретного наполнения, многие Тенгри упоминаются то как один персонаж, то как целая группа: 5 Тенгри молний, 7 Тенгри грома, 5 Тенгри входа, Тенгри четырёх углов и Тенгри восьми границ, 9 Тенгри гнева и т.п.


Linar: По-башкирски рассвет - Тан. Танре - Рассветный. Небесный свод - самое высшее! Вся природа, все проявления жизни - возникли и существуют только благодаря Небу. Чем можно возразить против этого? Есть, конечно, влияние региональных мифологий на какие-то отдельные моменты. Но это свойство человеческого разума - расчленять всё на фрагменты, поддающиеся аналитическому осмыслению. Таким образом исключается интуитивное ощущение истины: всё осознётся разумом, а не духом. Но есть же, всё-таки, свет... Наука кричит, хвастается достижениями... лучшие из которых заключаются в новых способах уничтожения жизни. Я же смотрю вверх... улыбаюсь... повязываю ленточки... пою... - там - бесконечное умиротворение... Любое проявление жизни, её завершение - всё же во власти Неба. Возразите научно на это! Что есть источник жизни? Море солёное? Не смешите...

JH: Linar пишет: Любое проявление жизни, её завершение - всё же во власти Неба. Без Солнца нет небесной синевы.. Без Звёзд мы не познали бы Тьмы.. Я возвращён был в круг и в плясок огня... И был Тенгри, и было небо... Плеск айрана от шамана был... Верилось - всё вижу, знаю всё! Не затмилось, кстати оно! Воины стояли в ночь готовые к рассвету! И скоро, вот, они войдут в ваш круг ! И было там смятение и жар! И не смерть, и тем более какая-то там жизнь В оправдание ничем не послужит... Мне было жаль... Чего?

stella brillante 20: JH откуда ты всё знаешь?? стих :sm36: а я вот такое вычитала: Мировоззрение тюрков, являясь результатом метафизического мышления и познания, включает в себя не только тюркскую народную фальсафу, тысячелетиями складывающуюся на основе познавательной практики и стратегии, связанной с традициями и обычаями и направленной на познание Космоса и человека, но и религиозные идеи. На разных этапах своего становления тюркская религиозная духовная культура принимала различные формы. Сквозь все трансформации религиозных идей проходит идея Тэнгри как идея обезличенного, трансцендентального и неопределяемого Единого Бога (но не бога в семитской религиозной традиции). Тэнгрианство само выступает как открытое мировоззрение, которое является своего рода пра-мета-религией монотеистического характера, направленной на веру не только в Бога, но и в Жизнь, Жизненную Силу (являющихся опять же энтелехией Тэнгри). Поэтому тюрки естественно воспринимали как зороастризм с его божественным началом в лице Ахура Мазды и индийскую религиозную традицию с ее божественным Космосом и Брахманом, порождающими богов, манихейство и буддизм с их божественно нравственным началом, так и христианство и ислам с их монотеизмом. Определяя тэнгрианство как мировоззрение, включающее в себя религиозную идею, можно выделить некоторые черты этого мировоззрения, составляющие основу духовной культуры тюрков: - вера в Тэнгри, как бога (Алла, Кудай), не просто творца всего, но бога находящегося не вне мира, не над ним, а присутствующего во всем, в том числе и в человеке, в его духе и душе как жизненное начало, в духовном мире человека; - поклонение природе как всеобщему источнику жизни, Тэнгри как гармонично единому Человек-Дуние (каинат); - вера в жизненную силу - кудрэтлик, как активному началу, присущему как общему Человек-Дуние, так и самому человеку; - поклонение душе умершего, душам предков, аруахам, как духам-заступникам, вера в загробную жизнь, в бессмертие души, неотъемлемой части общего Человек-Дуние; - почитание старейшин, старших и родителей, культ детей, вместе образующих духовно-религиозную предметность, проявлением которой можно считать неразрывность поколений, трансляцию духовных ценностей, целостность рода; - приоритет межличностных отношений, общения, связи между людьми, их родовая, этническая и общечеловеческая общность; - следование традициям культуры, сохранение обычаев, нравов, обрядности, как условия сохранения общности; - соблюдение определенных правил поведения, порядка, приличия и иерархии, как условия сохранения традиционности. Для того чтобы лучше понять тэнгрианство как открытое мировоззрение, обратимся в начале к самому слову “Тэнгри” и его этимологии. Слово “Тэнгри” в древнетюркских письменных памятниках и в “Диван лугат ат-тюрк” Махмуда Кашгари пишется как “Тэнри”. В разных культурных традициях, сохраняя свои основные смысл и значение, оно пишется и читается по разному: у алтайцев - “Теңри”, у якутов - “Тәңра”, у монголов - “Тәңер”, у бурят - “Тәңери”. В некоторых современных тюркских языках (в том числе и казахском) это слово читается и пишется как “Тәнiр”. Само слово “Тенгри” прототюркское, впоследствии перешедшее в гуннский язык. Оно состоит из двух корней “Тәң,” и “рi”, первый корень означает “Небо”, второй - “Человек”. Термин “Таң” в гуннском и древнетюркском означает зарю, восход, начало всего, когда “свет озаряет все”, когда “все просыпается и начинает жить”. Если взять позднее древнетюркское понятие “Тәң” - оно также означает равный, подобный. “Ри” - с прототюркского и гуннского языков означает “человек”. В современных тюркских языках слово “ер” (iр) означает мужчину. Поэтому, герменевтический дискурс может дать нам несколько вариантов понимания термина Тэнгри. Во-первых, Тэнгри как первоначало Всего, но это начало “ в небесном первочеловеке. Человек-Небо или Небесный человек - Начало Всего. Во-вторых, первоначало, которое дает жизнь всему - это жизненное первоначало, это сама Жизнь.

JH: А сама-то как к этому относишься всему ?

Амиго: stella brillante 20 пишет: Само слово “Тенгри” прототюркское, впоследствии перешедшее в гуннский язык. Оно состоит из двух корней “Тәң,” и “рi”, первый корень означает “Небо”, второй - “Человек”. Тен гри (Тен гири) - дословно с японского языка значит 'Сын неба'. Японский язык как тюркский язык восходит к Алтайской языковой семье. Сынами Неба называли себя китайские императоры, и вообще один из хуннских родов, а именно Лань(хунну как известно прародители тюрков) вел свое происхождение от одной из китайских династий Шан Вея.

stella brillante 20: JH пишет: А сама-то как к этому относишься всему ? Спокойно отношусь! Раз пишут, значит есть! Интересно почитать Амиго пишет: Тен гри (Тен гири) - дословно с японского языка значит 'Сын неба' Спасибо, Амиго, не знала! Надо тогда добавить это выражение в раздел японского языка! Вот тут интересное видео и информация послушать: Для Римлянина о Риме: Сейчас очень много всяких отвлетвлений: религий, комун, общин - но всё равно исхожу из мнения, что Бог один (для человечества) полагаю, что и есть Бог природы - но все мы равны пред Отцом Небесным независимо от вероисповедания и народности (потом я верю в реинкорнацию человека) т.е возможность для людей жить не один раз на этой земле!

stella brillante 20: Интересно!

JH: stella brillante 20 пишет: Сейчас очень много всяких отвлетвлений: религий, комун, общин - но всё равно исхожу из мнения, что Бог один (для человечества) полагаю, что и есть Бог природы - но все мы равны пред Отцом Небесным независимо от вероисповедания и народности видимо на форуме собрались одни монетеисты, но не следует путать монотеизм с "единой верой".

кеме: Тейри (Тангри) - единый Бог. Нам только остается радоваться, что наши предки поклонялись единому Богу. Волк в Исламе является как бы положительным персонажем. Считается, что он может видеть и убивает детенышей джиннов. В Тенгрианстве волк тоже имел место. pozdravok.ru pozdravitel.ru Волк. Волк, волк, волчок. От Тейрихана волчок. Твои клыки от колдунов. Твои когти для тех кто качает люльку. Тейри в небе, Дауле на земле. Тейри нам даст святого волка. Тейри нам даст САМОГО волка Козденок для тебя (волку) Твои когти для меня. Созданное Тейри , совершенное создание Волчья основа (фундамент) множество созданий. То что у нас родилось - начальное создание. То что у нас умерло- конечное создание. Тейри что нам дал святго волка. Упомянув Тейри , мы "ойра-ой " (ритуальное песнопение) послали. Тебе мы поставили знамя. Имя твое в памятнике (менгир, балбал) поставили. Не оставил ты мяса козленка. Знак оленя не взял ты. Ой Элия (божество грозы), Чоппа (божество злаков и плодородия - слуги Тейри) Не взял ты знак оленя. ======== Мой паршивый перевод. Некорые слова мне непонятны, их даже в словаре нет. К примеру "битик". Бит - будь завершенным. Битдир- заверши. Но битик - не понятно полная семантика.

кеме: Я думаю , многие допускают ошибку , говоря, что в начале было язычество. Это не так. В начале было Единободжие. Первый человек Адам был единобожником. Мусульманином- покорным единому Богу. Потом только единоверие скатывалось к многобожию. И множество языческих религий в своем начале , я так думаю все таки имели единобожие. Со временем только скатывалось от "сложного к простому". Красиво и доступно передал свою мысль Ленар... "Вся природа, все проявления жизни - возникли и существуют только благодаря Небу. Чем можно возразить против этого? Есть, конечно, влияние региональных мифологий на какие-то отдельные моменты. Но это свойство человеческого разума - расчленять всё на фрагменты, поддающиеся аналитическому осмыслению. "

кеме: Редкое слово имеет такое множество вариантов, как имя верховного бога тюркского пантеона - Тенгри, Тенгир, Тангар, Тагри, Тангара, Тангра, Тенгере, Тангир и т.// Скорей всего этимология слова такова... Тан (танг) - всем понятно, это большой, огромный. Плюс окончание отрицания - "эр" . Получается тангер- не "имеющий равных". Самые первые упоминания Тейри у шумеров - Дингир , думаю имеет непосредственное отношение к Тейри. Разумеется рассвет - это тан (танг) . Последняя буква "н" - звучит как бы носом. В КБ алфавите обозначено дифтонгом "нг". Но что мы говорим про рассвет. "Танг атды" . В смысле можно сказать "кюн чыкъды" - солнце встало, "кюн тийди" - солнце коснулось. И вообще то так и говорят. Но в случае с "танг атды" - другое дело- "Танг бросил" , то есть Великий (могущественный) бросил (свет). Так что, думаю Тангри нельзя отождествлять с рассветом, ибо Тенги сам дает (бросает) свет. И не вижу причин ассоциировать Тейри с небом. Небо- кёк (кок, гок) , синь то есть. Асман - от слова "ас" - висеть, асман - висячее .

Амиго: Тан - 'заря' по башкирски

Myrzalar: Хаума.А ты случайно не автор синего неба,про мясегутов и прочие интересные рассказы?

Амиго: Myrzalar пишет: Хаума.А ты случайно не автор синего неба,про мясегутов и прочие интересные рассказы? Да кажись автор этих произведений форумчанин Линар. Но он тут редко бывает на форуме.

Амиго: Мурзалар, написал тебе в приват, посмотри

кеме: Амиго пишет: Тан - 'заря' по башкирски У нас тоже "тан" - заря. Только заря у нас не всходит, на начинается , а его кто то "бросает" . А именно Тейри. Думаю у вас тоже примерно так будет.

Амиго: кеме пишет: А именно Тейри. Думаю у вас тоже примерно так будет. Не слышал ничего о Тейри у башкир.

кеме: Знак Тенгри. Армения. Караундж.



полная версия страницы