Форум » Религия, философия, культы, психология, мечты » Духовный поиск людей из СССР » Ответить

Духовный поиск людей из СССР

Амиго: Хорошо написано про духовный поиск у бывших советских людей !! цитата: [quote] Представьте себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв свыше, некий голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный храм - и сталкивается со вполне определенной системой догм и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства. Он идет в католический храм, в синагогу, идет к баптистам, лютеранам - и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры - а находит вокруг одни только вероисповедания. Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Заметьте, что из атеизма сейчас уходит гораздо больше людей, чем приходит в храмы. Они уходят - и не доходят, остаются где-то на распутье. Но это распутье (точка «развоплощенья», черная дыра - Сост.), в сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути. Точка единоверия, равного приятия всех вер, как ведущих к единству веры. Именно безверие советских лет сформировало такой тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни «православный», ни «иудей», ни «мусульманин» - но просто «верующий». В западных странах это понятие почти не употребляется как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? Но в Советском Союзе все верующие были уравнены по отношению к господствующему типу неверующего - и вот вера, теснимая со всех сторон, вдруг действительно стала наполняться каким-то положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога. Таких верующих в Советском Союзе сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог. В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом. За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий.[/quote] http://www.belmagi.ru/russia/30priznaki2.htm

Ответов - 5

Амиго: Чаще всего бедный верующий присоединяется рано или поздно к какой-нибудь исторической традиции, становится православным или иудеем, но гулкое пространство пустыни, раз пережитое, остается в нем навсегда. Ведь именно там, посреди мира, безо всяких приготовлений и оглашений, Бог схватил его за сердце. Почти во всем мире люди приходят к Богу через храм, куда вступают еще детьми. В нынешней России люди приходят в храм через Бога. Отсюда и ощущение тесноты этих каменных стен, стремление их раздвинуть. Атеизм был самым крайним и грубым выражением укорененного в восточном христианстве апофатизма, отрицанием не только возможности познать Бога, но и Его собственного существования. Апофатизм (буквально - "отрицательность") - особое направление в христианском богословии, развитое преимущественно в восточной традиции. Бог постигается "во мраке незнания", через отрицание всех своих возможных определений, Он не есть "этот" и не есть "тот", не есть ни свет, ни разум, ни истина, ни благость, ни дух, поскольку Он превыше всяких имен, образов, подобий, даже самых духовных и возвышенных. Бог не есть кто-то или что-то и, в известном смысле, Он вообще "не есть", Он не существует в том смысле, в каком существуют предметы окружающего мира. [4] Советский атеизм может рассматриваться как парадоксальное развитие апофатической теологии, как следущий ее шаг, приводящий к стиранию самого "теического" и "теологического". Бог лишается не только всех своих атрибутов, но и самого предиката существования. Безбожие и безверие становятся как бы естественным выводом апофатического отрицания имен и свойств Бога. Отрицательная теология в конце концов отрицает и себя как теологию, становясь атеизмом, т.е. прямым и сознательным отрицанием Бога... И вот в вакууме поздней советской эпохи, в 1970-е -1980-е годы, религиозность стала возрождаться именно в той форме, которую подготовил для нее атеизм: как просто вера, без уточнений и дополнений, без четких конфессиональных примет, - целостное, нерасчлененное чувство Бога, вырастающее вне исторических, национальных, конкретно-церковных традиций. Бедная религия - это апофатика, уже перешагнувшая через атеистическую стадию и вернувшая себе религиозное содержание, но в той обобщенной форме - веры вообще - которая была подготовлена атеистическим отрицанием всех вер.

sigma: Интересно. Всё у нас смешано, перемешано, из разных религий, конфессий, учений и пр. С одной стороны, может так оно и лучше? У нас свобода выбора, свобода поиска. Например, в стране с конкретной религией такой свободы нет. Там общество накладывает свои оковы, своё понимание, отступить от которых и оглянуться могут не все. Получается эффект зашоренных глаз - движение только в одном направлении. А самостоятельное осмысление минимизировано. Но не надо забывать, что все мы очень разные. Кому-то вопросы духовности актуальны, а кому-то во сто лет не нужны... И получаем оборотную сторону монеты - в постсоветском пространстве утрачены очень важные аспекты жизнеустройства, как то, взаимоотношения между старшим поколением и младшим, взаимоотношения мужчин и женщин, понятия совести, чести, взаимоуважения, взаимопомощи, заботы друг о друге, добра и зла и пр.

Амиго: sigma пишет: А самостоятельное осмысление минимизировано. Я вообще считаю, что каждый человек должен познавать мир самостоятельно. Открывать заново. Гораздо интереснее если сам познаешь мир, тем более если это философские вопросы sigma пишет: Кому-то вопросы духовности актуальны, а кому-то во сто лет не нужны... И получаем оборотную сторону монеты - в постсоветском пространстве утрачены очень важные аспекты жизнеустройства, как то, взаимоотношения между старшим поколением и младшим, взаимоотношения мужчин и женщин, понятия совести, чести, взаимоуважения, взаимопомощи, заботы друг о друге, добра и зла и пр. Возможно что сейчас идёт отбор, только в более жесткой форме. Своего рода катарсис, поэтому такое падение нравов


sigma: А как насчёт цены катарсиса? Потеря народа - не слишком ли дорогая цена? Основная функция религии направлена именно на избежание человеческих потерь. Это своего рода пастушья функция, которая указывает основы жизнеустройства. В этом свете очевидна необходимость религии в обществе. Но в ненавязчивой её форме, чтобы была возможность свободы выбора.

Амиго: В истории всегда какие-то народы исчезали, и появлялись новые. Так было к примеру с шумерами, арамеями, хазарами и др. А то что религия нужна в обществе согласен, в качестве альтернативы другим волеизъявлениям человека



полная версия страницы