Форум » Религия, философия, культы, психология, мечты » Архаты небо+жители у даосов и буддистов » Ответить

Архаты небо+жители у даосов и буддистов

Амиго: Архат (санскр. अर्हत् / arhat; пали arahant / арахант; тиб. dgra bcom; кит. алохань – букв. "достойный, удостоенный; славный, человек чести, почитаемый человек") – буддийский термин, обозначающий практикующего, достигшего высшей ступени в Колеснице Индивидуального Освобождения. В общине Будды монахи приходили к достижению архатства, много слушая и обдумывая закон, а затем применяя его в жизни и в медитации. Такие ученики до достижения уровня архата назывались шраваками (санскр. śrāvaka; пали sāvaka), то есть теми, кто слушает (производное от санскр. śrāva – выслушивание, слушание). Кроме этого, в древней Индии так называли монаха самого высокого ранга. Буддхагухья даёт такое толкование: "В санскритском слове "архан" ар – означает "чувственные страсти", – хан – "воспрепятствование", "устранение". В разъяснительном трактате это названо "убийством вредителей (мятежников, бандитов)". Будда облекается в доспехи терпения и настойчивости и садится на коня данных обетов; стрелами спокойствия и дротиками мудрости разбивает армию повелителя демонов Мары извне, внутри же уничтожает вредоносность чувственных страстей, – отсюда такое название. И ещё, а – значит отрицание, – рхан – рождение. Зёрна сердца Будды не взойдут на поле следующего века, поскольку с него уже сброшена шелуха непросветлённости. И ещё, архан имеет значение "подношение в соответствии с обретённым". Обладает подобными тонкими добродетелями, – отсюда и название". В суттах архатство, описывается следующим образом: "Они, прожившие святую жизнь, сбросившие бремя, достигшие истинной цели, разрушившие оковы существования и обретшие полное освобождение с помощью окончательного знания, они свершили свой труд со старанием и более неспособны быть беспечными" (Маджджхима Никая, сутта №70, раздел 12). Архаты достойны всеобщего почитания, они достойны поклонения и пожертвований, и они являются высшим полем для накопления заслуг. Архаты могут более не перевоплощаться в сансаре, но они также могут остаться в ней встав на Путь бодхисаттвы. На пути к достижению состояния архата выделяют четыре ступени: Вошедший в Поток [Истины] (пали sotāpanna / сотапанна; санскр. srotaāpanna; тиб. rgyun zhugs) – буквально означает "тот кто вошёл в поток (истины)" (входить: āpadyate, поток: srotas). Тот, кто входит в поток, открывает свои глаза дхарме (санскр. dharmacakṣus; Pāli dhammacakkhu). Этим термином называют тех, кто освободился от Трёх Уз, первых трёх из Десяти Уз. Вошедший в Поток Истины имеет твёрдую решимость никогда более не создавать причин для страданий, он живёт стремлением к пробуждению, стремится развить "правильное воззрение" (санскр. samyagdṛṣṭi or sammādiṭṭhi), соблюдает обеты и заповеди (санскр. shīla-pāramita; кит. "цзе-боло-ми") и почитает Три Драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). "Сотапанна перерождается 7 раз, чтобы явить плод архата" – Сутра 42 глав, сказанная Буддой. Возвращающийся Один Раз (пали sakadāgāmī, sakadāgāmin / сакадагамин; санскр. sakṛdāgāmin; тиб. phyir 'ong) – это тот, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз, а также ослабил привязанность, ненависть и заблуждение. Возвращающийся Один Раз, вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир, встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в Мир Страстей или уровня Архата. "Сакадагамин возвращается на землю один раз и обретает плод архата" – Сутра 42 глав, сказанная Буддой. Невозвращающийся (пали anāgāmī; пали и санскр. anāgāmin / анагамин; тиб. phyir mi 'ong) – это тот, кто полностью освободился от первых Пяти Уз. В следующей жизни он переродится в одном из миров, превосходящих Мир Страстей, там, где он будет полностью свободен от возвращения в Мир Страстей, и где сможет совершенствоваться на Пути к Окончательному Освобождению. "Анагамины после смерти попадают в рай 19 небес, после чего являют плод архата" – Сутра 42 глав, сказанная Буддой. Архат (тиб. dgra bcom pa) – это тот, кто освободился от Десяти Уз. Он пресёк утечки (пали āsava / асава; санскр. āsrāva), разрушив Десять Уз, он освободился от становления, остановил поток перевоплощений, достижение Нирваны стало для него возможным. "Надобно сказать, что существо, возродившееся в последний раз, не может быть уничтожено, ибо в сердце его пылает огонь грядущего арахатства, подобно тому как пылает огонь укрытого на дне кувшина светильника, невидимого и неугасимого" – Джатака о Лосаке. "Архат способен летать и менять форму, продлять по желанию срок жизни, жить в Небесных обителях" – Сутра 42 глав, сказанная Буддой. Если подробнее рассматривать эти ступени, то существ, следующих практике Благого Закона, можно разделить на идущих к достижению одной из ступеней и на обрётших плод её достижения. Когда в мире появляется Будда, то резко возрастает число людей, достигших архатства. Потому что Татхагата – это Спаситель, он живёт не для себя, а для других. О Будде говорят, что он – Бхагаван (Наивысший из Почитаемых, Самый Почитаемый), Познавший все Миры, Учитель богов и людей, Непревзойдённый, Архат. Во времена Будды огромное количество мирян и монахов обрели веру в его Учение. Известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников Будды Шакьямуни пришли к достижению архатства. В буддийской иконографии из учеников Будды чаще представлены пять архатов,– это Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Ананда и Упали.

Ответов - 1

Амиго: Arhat (Luohan), mid-14th century, Northern China АРХАТ (освобожденный) — в буддизме (см.) — достигший верного понимания природы Запредельного, таким образом готовый к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти "оков", которые все еще ограничивают его: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижения условий, определяющих статус А., новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой (1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него же самого; (2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; (3) зависимость от внешних правил и обычаев; (4) и (5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прежнего опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Тем самым обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а А. — от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи). А. — тот, кто устранил мешающие эмоции и неведение, вынуждавшие его оставаться в сансаре (см.), и достиг прекращения собственных страданий. К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции Хинаяны (см.) их насчитывается 16, в Махаяне (см.) — 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В Хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в Махаяне путь А. — это лишь часть пути бодхисаттвы (см.).



полная версия страницы