Форум » Древние кланы и народы » Ятвяги » Ответить

Ятвяги

Амиго: Добрый день! Интересует тема по ятвягам. 1) Их каких кланов состояли ятвяги - полешане (помедане), дайнава и судава? А что за четвертый род ятвягов? 2) Что значит все эти термины? Где расселялись эти кланы? 3) Язык ятвягов больше похож на славянский, хотя ятвяги - балты? 4) Мужские линии ятвягов - R1a-Y2902, Z280 и R1a-YP569, Z92+?

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Шоломич: Столица Гето-Дакии - Сармизегетуза, переводится как «Город сарматов - гетов».

Шоломич: Шоломич пишет: Одна из современных жмудьских (летувисских) интерпретаций расположения балтских племён. Там, где Аукштайтия (верхняя земля) проживало ятвяжское племя Дайнава, нынешняя Дзукия. В истории нет свидетельств - ни о таком племени "аукштайты", ни о таком регионе - это очень позднее жмудьское название. «Дзукия (Дайнава) (лит. Dzūkija, лит. Dainava) — исторический регион на юге и юго-востоке Литвы в среднем течении реки Неман. Назван в XIX веке от особенности произношения "дзуканья" (дзекання) местных жителей. Дзукию отличает от других регионов Литвы повышенная лесистость. В XIII веке примерно на этом месте была земля Дайновское княжество, позднее она была включена в состав Тракайского воеводства, это название сохранилось в названии исторического региона Южной Литвы (лит. Dainava) и в названии крупнейшего лесного массива юга Литвы — пущи Дайнава. Название Дзукия, возникшее в литовской литературе XIX века, произошло от своеобразного дзукийского говора — «дзуканья». Дайнава - нынешняя Дзукия и Судава- нынешняя Сувалкия.

Шоломич: *PRIVAT*


Шоломич: Шоломич пишет: После поражения гетов в 106 г.н.э. римскому императору Траяну, Дакия, как суверенное государство, окончательно прекратила своё существование, их земли были включены в империю и поделены под разными своими историческими названиями - Фракия, Мезия, Дакия, Гетия - эти земли заселялись в основном римскими легионерами, закончившими свою службу и только Языги ещё долго, вплоть до 3-его в.н.э., сохраняли свою независимость и воевали с Римом. «...Языги первыми достигли в своих набегах дунайских провинций Римской империи. Великий римский поэт Овидий оставил описание сарматских набегов: «Враг, сильный конем и далеко летящей стрелой, широко опустошает соседнюю землю. Одни из жителей разбегаются, и с покинутых без охраны полей разграбляются необерегаемые богатства... Часть жителей уводится в плен, тщетно оглядываясь на деревни и свои жилища, а часть гибнет жалкой смертью, пронзенная зазубренными стрелами». Пленных сарматы продавали в рабство. Работорговля была очень доходным промыслом. После завоевания Скифии сарматы сделались главными поставщиками рабов на невольничьи рынки Причерноморья. В первой половине I в. новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Югославии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы ее приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество. Языги во второй половине I в., а роксоланы в начале II в. добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 г. призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царем Распараганом, который имел два титула — «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной. Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 60-е и 70-е гг. II в. Известны условия мирного договора, который языги в 179 г. заключили с императором Марком Аврелием. Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии — сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных. Восьмитысячный отряд языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников отправлялась служить в Британию. Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племен. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях — на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании.»

Шоломич:

Шоломич: Касательно племени Невров, что рядом с Языгами - это люди волки.

Шоломич: Шоломич пишет: Здесь будет не лишним упомянуть, что та же река Волга так же вытекает с балтского топонимического ареала и даже в нынешней Беларуси есть аналогичное, этому названию, женское имя Вольга, которое обозначает - свободная, вольная - вольготная. На Балтике, в этом же ареале, также был город под названием Волгаст. Ещё в русском эпосе есть былинный богатырь - Вольга Святославич.

Шоломич: Вольга считается одним из старейших богатырей в русском эпосе. Его образ принято отождествлять с именами Вещего Олега и Всеслава Полоцкого. Вольга был оборотнем и мог превращаться в волка или сокола, что не раз помогало ему во время приключений и странствий. Свою способность обращаться в зверей богатырь унаследовал от отца, которым по преданию был змей. Самая известная былина о Вольге – это его поход в Индию. Для своей экспедиции богатырь набрал отряд из лучших воинов со всего Древнерусского государства. Во время похода дружина часто сталкивалась с разными проблемами. Для их решения Вольге постоянно приходилось превращаться в зверей: волка, сокола, горностая и т.д. Индийский поход закончился для Вольги триумфом и всенародной славой.

Шоломич: Шоломич пишет: Вольга считается одним из старейших богатырей в русском эпосе. Его образ принято отождествлять с именами Вещего Олега и Всеслава Полоцкого. Всеслав Полоцкий - сын князя Брачислава, он же Чародей - Оборотень. Описывая поход Всеслава в 1065 году, авторы «Слова о полку Игореве» не забыли упомянуть о колдовской сущности князя: - Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда, Синею мглою обвешенный, Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду, Славу расшиб Ярославову, Волком помчался с Дудуток к Немиге.

Шоломич: «Есть в русских былинах такой персонаж — богатырь Вольх Всеславич, который прославился не только силой и доблестью, но и способностью превращаться в разных животных. Многие историки считают, что именно Всеслав стал его прототипом. Описывая в былине взросление Вольха, народные сказители отметили, что он едва ли не с пеленок стал осваивать ратное дело и носить доспехи. Когда ему исполнилось 7 лет, матушка отдала его учиться, и «грамота Вольху в наук пошла». А с десяти лет богатырь начал постигать древнюю мудрость: обращаться ясным соколом, серым волком и гнедым туром с золотыми рогами.»

Шоломич: Западные историки Меховский, Длугош, Кромер, Ваповский, Бельский напрямую отождествляют Языгов с Ятвягами и это мнение их соседей, граничащих с ними, я считаю - это дорогого стоит!!!.., их мнение перекликается с Татищевым и свидетельством Нестора!!! Кромер (издание второе, кн. 8, стр. 145): "Jaziges vero sive Jazvingi, ejusdem cum Litvanis linguae, ut volunt nonnuli, eorundumquae morum et religionis fuere, etc. (Языги или Язвинги [говорили] с Литовцами на одном языке, в то время как мораль и религия у них были общие, и прочее)." С тех пор [ятвяги] действительно сгинули, как пишут Длугош, Кромер (кн. 9), Меховский (кн. 3, гл. 45, стр. 145), Ваповский и Бельский (стр. 252 во втором издании). Ita fortiter dimicantes ad intentionem usquae caesi sunt adeo ut ex eo tempore nomen quoquae Jasygum pene deletum sit, qouniam illa natio pedem referre, nec unquam pugnam etiam intiquam detrectare voluit. (В этом жестоком бою они были истреблены так, что с того времени имя языги почти стерлось, ибо для этого народа было невозможно выйти из боя и прекратить воевать). Меховский и Кромер. Вот так этот мужественный народ ятвягов, побратимов и единородцев литовских, храбро воюя против поляков, [был] так жестоко побит и поражен до [полного] уничтожения, что с того часу и самое имя ятвягов изгладилось [из памяти]. Ибо они не только не собирались бежать из боя, но и с места не сдвинулись и не прекращали битву, хотя и видели ее проигранной и [свое] поражение. И слепо шли на вражеские мечи и на кровопролитие, как на свадьбу, что означало, что они не выродились по сравнению с теми кимврами и готами, которые в Италии сражались (broili) с римлянами и от которых они произошли вместе с литовцами и половцами, что правдиво и достоверно. Ныне они еще частично остались около Новогрудка Литовского, также около Райгарда (Rajgrodu) и Инстербурга (Isterboka) в Пруссии, а также в Курляндии и Лифляндии. А еще их землица есть около Великого Новгорода Московского, [там] они зовутся ижорянами (Igowiany), чему я и сам свидетель. А что раньше их звали ятвягами и языгами, а ныне ижорянами 138, то это из-за изменяемости варварских слов за давностью лет, прошедших [со времен] языгов.

Шоломич: Поляки и мазуры поселены в Подляшье на месте убитых ятвягов. Когда Болеслав Польский Пудыка (Pudicus) так сильно поразил мужественных и упорных ятвягов, то остаток их народа под страхом смерти мечом вынудил принять христианскую веру. А чтобы та их земля, где ныне Подляшье, пуста не лежала, поселил там поляков и мазуров. Из золотой буллы от римского папы Урбана Четвертого (а Меховский пишет, что от Александра) к архиепископу гнезненскому [известно, что] тот же Болеслав Пудыка получил указание, чтобы поставил в Дрогичине нового ятвяжского епископа. Копия этой папской буллы есть у Длугоша 139; но в то время до [какого-либо] результата так и не дошло. Кромер домысливал, что это могло быть Луцкое или Луцеориское (Luceoryskie) епископство, которое было потом основано венгерским и польским королем Людовиком. Остаток этих ятвягов польский монарх Лешко Черный так изничтожил, что вскоре после этого уже не могли [вспомнить], где он поразил их вместе с литовцами между Наревом и Неманом в 1282 году от Христа 140. Об этом Длугош, Меховский (кн. 3, стр. 175) и Кромер (кн. 10), где говорит: In eo praelio reliquarum Jasygum, qui pertinatius nostris resisterant, et a suscepta religione defecerant, penitus deletae sunt. В этой битве остатки языгов 141, которые упорно противостояли нашим и отступились от принятой христианской веры, были искоренены до основания. Об этом [сообщают] Меховский, Ваповский и Бельский во втором издании всемирной истории (historiae totius mundi), стр. 255. Обо всем этом в свое время опишем ниже в соответствии с порядком деяний литовских князей, сейчас же об этом достаточно. [Мы же], как и прежде (a pioro), обратимся к делам и киевских монархов и русских князей.

Шоломич: Здесь достаточно и беглого анализа, что бы убедиться в тождестве Языгов и Ятвягов - и те и другие, как Геты так и Сарматы.

Шоломич: Здесь следует уточнить - в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), государственным языком был старославянский и делопроизводство велось именно на нём, на нём же был и написан их основной закон Статут ВКЛ (Устав). Жмудь - Самогеты - это нынешние литовцы разговаривающие и поныне на балтском языке индоевропейской группы. Из чего следует, что балтские - это сарматские языки.

Шоломич: Стрыйковский. Асармат. Сарматы. Другой его потомок Асармот, сын Иоктана, внук Евара, правнук Салы, пращур 66 Арфаксада, который был сыном Сима, основал и размножил великие и обширные народы Асармотов (Asarmoty), названные от своего имени, которых потом с течением и сменой времен различные историки именовали Сарматами. И под этим именем у историков объединены некоторые скифские народы и все наши предки: Москва, Поляки, Русаки, Поморяне, Волынцы, Литва, Жмудь и т. д. Подобным [же образом] и у Кромера, ученейшего и осведомленнейшего в своем деле историка в гл.12 de rebus Polonorum 67. О тех же Асарматах упоминают Иосиф [Флавий] в кн. 1, гл. 14 Иудейских древностей и Моисей (Бытие 10). Однако о происхождении русского народа подробнее и шире узнаешь ниже, где я привлекаю для этого полторы дюжины (kilkidzesiat) историков.



полная версия страницы